Формирование познавательных логических УУД на уроках математики
Формирование познавательных логических УУД на уроках математики
Ольга Валерьевна Набокова,учитель математики,
руководитель ШМО учителей математики, информатики, физики и химии МБОУ «Менделеевская СОШ»
Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики и химии. Цель методической работы МО поставлена следующая (что соответствует программе развития школы): повышение качества преподавания математики, информатики, физики и химии через освоение педагогами способов формирования и развития УУД. Эта цель в 2016-2017учебном годудостигалась через решение таких задач: 1)освоение способов формирования у обучающихся познавательных логических действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации, сравнения на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; 2)разработка критериев проверки сформированности данных умений.
Напомню некоторые основные положения и понятия:
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Выделяют четыре основных вида УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Познавательные УУД в свою очередь подразделяются на общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование) и логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование); действия постановки и решения проблем (формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
В своем мастер-классе более подробно остановлюсь на формировании такого действия как выбор оснований и критериев для сравнения.
Нашим МО были разработаны следующие критерии оценивания сформированности данного действия:
- 1 уровень (повышенный): обучающийся сравнивает объекты, явления, самостоятельно выбирая основания и критерии, (не менее 3);
- 2 уровень (средний - базовый): обучающийся сравнивает объекты, явления, самостоятельно выбирая основания и критерии, (одно - два);
- 3 уровень (ниже среднего): обучающийся сравнивает объекты, явления используя предложенные учителем основания и критерии;
- 4 уровень (низкий): затрудняется сравнивать объекты, явления даже по предложенным учителем основаниям и критериям.
Эти критерии для учащихся соответствуют отметкам соответственно «5», «4», «3» и «2».
Этапы формирования умения сравнивать:
1.Сравнение предметов, явлений по критериям и основаниям, предложенным учителем (начальная школа, 5-6 класс);
2.Сравнение предметов, явлений по самостоятельно выбранным критериям и основаниям (7-9, 10-11 классы).
Умение сравнивать активно используется на многих предметах при изучении как нового материала (перенос знаний об изученном предмете, явлении на новый, изучаемый), так и включении новых знаний в систему (какое место в системе занимает тот или иной предмет, явление), и при обобщении и систематизации (где применяется, как используется данное знание).
Для формирования данного умения педагоги МО используют следующие педагогические приемы: кластер, инсерт, фишбоун (технология критического мышления);«третий лишний», найди сходства, отличия, заполни таблицу, установи соответствие, разбей на группы, найди ошибку, установи верное высказывание, по описанным свойствам установи объект;элементы технологии проблемного обучения; игровые методики: урок-экскурсия, виртуальное путешествие, деловая игра; системно-деятельностный подход; ИКТ. Более подробно некоторые из приемов будут представлены на мастер-классе на августовской конференции.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.